Пифагор и его школа.  

Пифагор и его школа.

Предыдущая123456789101112131415Следующая

Пифагор, пожалуй, самый знаменитый среди философов-досократиков, предстает в антич­ной традиции как мудрый учитель, выдающийся математик, влиятельный политик, чудо­творец и этический реформатор. Претендовавший на обладание сверхъестественными ка­чествами, Пифагор был тем типом личности, которая притягивает к себе многочисленные легенды. В отличие него, ранние пифагорейцы, такие как врачи Демокед и Алкмеон, олимпионики Милон и Иккос, ботаник Менестор, натурфилософ Гиппон, математики Гиппас и Феодор, выглядят вполне рациональными фигурами. Именно их «нормальность» обеспе­чила существование пифагорейской философской и научной школы от конца VI до середи­ны IV в. до н.э. Философ Гераклит Эфесский называл его "предводителем мошенников". А знаменитый древнегреческий историк Геродот - "величайшим эллинским мудрецом".

Билет №7

1. Элеаты: Кинофан, Парменид и Зенон.

Философская школа элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) продолжает развитие понятийного аппарата греческой философии и проблемы субстанции. Главная заслуга Парменида — введение в философию понятия «бытие». Бытие у него и есть субстанция, которая неделима и неподвижна. В отличие от Гераклита, считавшего, что «все течет, все изменяется», Парменид отвергал изменяемость бытия. Школа разработала своеобразное учение о бытии. Элеаты отстаивали единство бытия, считая, что представление о множественности вещей во Вселенной есть искусственное разделение. Бытие элеатов полно, реально и познаваемо, однако вместе с тем оно нераздельно, неизменно и вечно, у него нет ни прошлого, ни будущего, ни рождения, ни смерти.

Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы миропонимания базируются на одной из трех посылок: 1)Есть только бытие, небытия нет;2)Существует не только бытие, но и небытие; 3)Бытие и небытие тождественны.

Диалектические мотивы звучат и в творчестве Зенона. Однако, будучи последователем Парменида, он только ставит проблемы, по не решает их, так как диалектика в ее подлинном смысле элеатам была непонятна. Они ее не принимали. Зенон пытается рационально доказывать — и в этом его большая заслуга — тезисы Парменида о том, что бытие едино (не множественно) и неподвижно. В этих доказательствах он невольно поднимает величайшую проблему — противоречие между очевидным бытием вещей и мышлением о них.Доказательства Зенона были не прямые, а от обратного — он доказывал абсурдность, т.е. самопротиворечивость, противоположной точки зрения. Бытие едино. Противоположная точка зрения — бытие множественно.

Демокрит.

ДЕМОКРИТ ИЗ АБДЕР (460 - около 370 до н. э. ) - древнегреческий философ, ученый- энциклопедист, ученик Лев-кипна. Основатель первого на Западе исторического типа философского и научного атомизма. Совершал путешествия в Египет, Вавилон, Персию, Аравию, Эфиопию, Индию. По названиям известны 70 сочинений Д. ("О природе человека", "Малый мирострой", "Об идеях", "О цели" и др. ), из которых сохранились многочисленные (около 300) фрагменты. Вклад Д. в развитие философских идей весьма велик, но самым главным является, безусловно, его учение об атомах. Отсутствие атомов, по Д. , - есть пустота (небытие), бесконечное пространство, благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движение атомов. Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу, месторасположению и порядку (очертание, поворот и соприкасание), находятся в пустом пространстве и вечном движении. Вследствие их соединения и разъединения возникают и гибнут миры и вещи. (Космогония Д. - аналогична взглядам Левкиппа о космических вихрях, порождающих бесчисленные миры). Время у Д. не имеет начала. По Д. , все совершается по некоей неясной и непостижимой необходимости (судьбе)



3. Поворот к человеку – философское учение софистов.

Сократ жил в V веке до Рождества Христова. Это эпоха, когда были очень популярны софисты, и понять Сократа без софистов невозможно – это единая система. софисты Это люди, которые готовы были учить чему угодно, главное – чтобы за это хорошо платили. Для оправдания этой своей деятельности они придумали учение об относительности истины – это положение отстаивал Протагор, наиболее известный из софистов. Знаменитая фраза софистов звучит так: «Человек есть мера всех вещей». Другими словами, кому как что кажется, так оно и есть! Нет объективной, не зависящей от человека истины, а есть истина субъективная, относительная, зависящая от времени, от пространства, от личности, от состояния здоровья и так далее.Софисты были очень популярны. И поэтому их деятельность нельзя оценивать однозначно: они действительно были мудрецами. Именно они впервые поставили образование на широкую ногу, сделали его популярным, модным и главное – доступным, не элитарным. Их эпоха – эпоха греческого просвещения. до них массового образования не было вообще. Если ты хочешь учиться – ищи учителя, который, может быть, находится за сотни километров, тебе придется ехать из Милета в Сиракузы, или куда-нибудь на юг Италии, или в Египет, чтобы выучиться, а учитель еще подумает, брать ли тебя в свои ученики. А софисты предлагали образование здесь и сразу: плати, если есть деньги, приходи, научим чему угодно! Однако Сократ был уверен, что они учили не тому, чему должно бы, и поэтому вступил с ними в непримиримую борьбу. Он выступил за объективную истину. Софисты были материалистами, и, основываясь на материализме, утверждали: истины нет. Сегодня холодно – завтра тепло. Сегодня я болен – завтра я здоров.

Билет №8

Сократ.

См билет.7.3 . Сократ молодости он был скульптором-ремесленником. В молодые годы Сократ был очень сильным мужчиной и воевал в качестве тяжеловооруженного воина, с персами. В мирное время, Сократ не работал. Он проводил всё время на рыночной площади, на агоре, в беседах со своими учениками и со всякими встречными людьми, которых хотел научить истине. Сократ отказывался брать деньги, считая, что преподавание за деньги – это безнравственно и ругал софистов, которые за деньги готовы были преподавать что угодно.

Идеал для Сократа– это истина. Поэтому ничему учить за деньги нельзя, считал он.

Он не только учил о едином Боге и о необходимости познания Его как Истины. Жизнь Сократа окончилась печально: его осудили и казнили. Узнав о том, что его сегодня казнят, Сократ чрезвычайно радуется. Говоря что как философ он фактически всегда в своей жизни стремился к смерти. Ведь истина вечна, и когда я стремлюсь к ее познанию, я фактически стараюсь освободиться от своего тела, которое мне эту истину мешает познать. Оно привязано к временному, к изменчивому, поэтому я стремлюсь избавиться от тела…»


9839182036794289.html
9839251888748329.html
    PR.RU™