Диагностика акцентуаций характера  

Диагностика акцентуаций характера

Являясь методическим фактором помогающим объективно описать респондента, диагностика акцентуаций характера становится центральной образующей любой работы. По отличиям специфики и оценки, практическая работа с психологическими опросами подразделяется на базовую и специально-ориентированную. Зато при организации конкретной консультации и индивидуального тестирования наиболее часто, берется специально-направленная диагностика акцентуаций характера. К таким относят, к примеру, методики: Карла Леонгарда, Д.Холланда, Йовайши, ДMO Т.Лери, Краткий Ориентировочный Тест и др. С задачей получения объективных и детальных итогов, диагностику осуществляют обеими видами тестовых инструментов

Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным для определения типов психопатий и акцентуаций характера. Этот метод слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением.

Опрос подростка. Первой задачей является установление контакта. Обычно бывает достаточно спокойного доброжелательного тона и начала с чисто врачебного расспроса о соматических жалобах. При затруднительном контакте можно использовать особый прием [Личко А.Е., Богдановская Л.Б., Эйдемиллер Э.Г., 1973]: врач сам сообщает подростку сведения, которыми он располагает и которые получены от родителей, из школы, из диспансера, из милиции и т.п., и предлагает исправить неточности, объяснить противоречия, дополнить, прокомментировать. Здесь сразу же обнаруживаются темы, о которых подросток говорит легко и свободно, и темы, которые он старается обойти, а также становится видно, на что он особенно эмоционально реагирует.

Опрос о психотравмирующей ситуации, послужившей причиной обращения к психиатру, нередко приходится проводить в два приема. С этого начинают беседу и на этом этапе, иногда лучше удовлетвориться порою скудными или весьма сомнительными сведениями, которые сообщает подросток. Даже если удается получить толковые и обстоятельные ответы, лучше ограничиться пока тем, что подросток сообщает охотно. Далее следует перейти к собиранию сведений о жизни вообще.

19. понятие отклоненного поведения и характеристика

Отклоняющееся (или девиантное) поведение (от лат. deviatio - отклонение) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья. Социальная норма -предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей. Психическая норма - общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека. Поведение будет считаться тем "ненормальнее", чем больше опасности оно будет представлять для самого человека или для окружающих. В качестве примеров можно привести суицидальные действия, злоупотребление наркотиками или поведение, создающее угрозу для общественного порядка.



Учёные давно обратили внимание та то, что словами «девиантное поведение», называют и конкретные действия конкретного человека, и относительно массовое и устойчивое социальное явление.Поскольку девиантным признаётся поведение, не соответствующее социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания различны не только в разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе в одно и то же время, поскольку понятие «общепринятая норма» весьма относительно, а следовательно, относительно (релятивно) и девиантное поведение. Исходя из этих первых, самых общих представлений девиантного поведения, определяем его как: 1) поступок, действия человека и 2) социальное явление.Социальные отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминированность; негативные последствия для общества; относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции. В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер.Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. В настоящее время отношения общества к поведению его членов становится всё более и более либеральным.Социальные отклонения количественно и качественно характеризуются уровнем, структурой и динамикой.

20. нарушение влечений

Влечения (нарушения) Патология влечения отражает ослабление в результате различных причин (гипоталамические расстройства, органические нарушения ЦНС, состояния опьянения и др.) волевой, мотивированной психической активности. Следствием этого являются "глубинная чувственная потребность" в реализации побуждений и усиление различных влечений. К числу клинических проявлений нарушений влечения относятся булимия (резкое усиление пищевого инстинкта), дромомания (стремление к бродяжничеству), пиромания (стремление к поджогам), клептомания (стремление к кражам), гиперсексуальность, различные варианты извращения полового влечения и др. Патологическое влечение может иметь характер навязчивостей, определяться психическим и физическим дискомфортом (зависимостью), а также возникать остро, по типу импульсивных реакций. В отличие от других вариантов в последнем случае часто полностью отсутствует критическая оценка ситуации, в которой больной пытается реализовать действие, определяемое патологическим влечением. Нарушение влечений может наблюдаться при разных психических расстройствах, их дифференциально-диагностическая оценка строится, как и в других случаях, с учетом всего комплекса болезненных проявлений и личностно-типологических особенностей больного.



С позиций современного подхода в достаточной степени информативной представляеться следущая классификация:

-нарушение влечений связанные с расстрой. В сфере инститнктов –пищевое ,сексуальное ,самосохранения.

- наруш. Влечений связанные с расстройствами воли.

- наруш. Влечений связ. С навящивыми расстрой.

-социализированные формы наруш. Влечений

21 У человека, даже не имеющего никакого отношения к медицине, не возникнет ни малейшего сомнения в том, что в результате психического напряжения или эмоционального возбуждения может повыситься артериальное давление. Более того, это вполне физиологический процесс (ведь для того давление и повышается в организме, чтобы адаптировать его функции в условиях стресса). Психологическая концепция происхождения психосоматических заболеваний постулирует наличие неосознанного внутреннего стресса (конфликта), приводящего к развитию болезни. Устранив этот конфликт с помощью психотерапии (или адаптировав человека к его воздействию), можно вылечить и основное заболевание.

Формирование расстройств психогенных, личностных связано с внутрипсихическим конфликтом. Роль внутреннего конфликта как основы невроза была подробно рассмотрена еще в работах К. Хорни. Как упоминалось, ей были выделены 3 типа основных личностных отношений (аттитюдов), которые в норме уравновешивают друг друга. Одностороннее преобладание одного из них приводит к дисгармоничной структуре личности, внутреннему конфликту, а вкупе с базовым чувством тревоги и неудовлетворенной потребностью в безопасности — к неврозу:

А) Стремление «к людям» — потребность во внимании окружающих, в их признании, в любви и уважении. Чрезмерная выраженность данного аттитюда ведет к развитию личностных нарушений по типу зависимости или демонстративности.

Б) Стремление «против людей» — желание подчинять окружающих удовлетворению собственных потребностей, управлять ими, иначе — жажда власти. Усиление данного аттитюда влечет за собой формирование агрессивных, антисоциальных личностных расстройств.

В) Стремление «от людей» — тенденция к замкнутости, интровертированности. В случае одностороннего преобладания — избегание социальных контактов, отгороженность.

С клинической точки зрения это соответствует основным вариантам внутрипсихического конфликта, выделенным В. М.Мясищевым: (1) истерическим, (2) неврастеническим и (3) обсессивно-психастеническим. Сходный принцип лежит в основе классификации личностных расстройств по МКБ-10 и DSM-IV, согласно которой выделяются 3 группы расстройств — кластер А (параноидные, шизоидные и шизотипические расстройства); кластер В (гистрионические, нарциссические, пограничные, антисоциальные расстройства) и кластер С (обсессивно-компульсивные расстройства, а также расстройства по типу избегания и зависимости). Для подхода нейрофизиологического, рассматривающего эти конфликты с точки зрения динамики межполушарной асимметрии, они связаны с тремя вариантами формирования устойчивого патологического состояния — соответственно правополушарным, смешанным и левополушарным.

22.хар-ка соматогенного подхода в психосоматике ???????????????

23.Позитивная психотерапия придерживается в отношении позитивного видения человека того мнения, что обстоятельства окружающего мира влияют на индивидуум преходяще и микротравмы от предыдущих событий создают условия для последующих переживаний, причем психологическое действие оказывает не только раннее детство, но и каждый этап развития. Эта точка зрения становится понятной только в содержательном аспекте, который психоанализ учитывает лишь частично. “Оно” психоанализа в позитивной психотерапии проявляется в категориях тело и ощущения, причем здесь учитывается не только инстинктивно-динамическая точка зрения, но и физические функции, и тело как органическая основа поведения. “Сверх-Я” содержательно описывается посредством психосоциальных норм и актуальных способностей. Актуальные способности имеют при этом несколько значений: в одном случае они являются общественными правилами поведения, в другом — действующими в первичных группах нормами, интериоризированными индивидуумом ценностей, целевыми представлениями и, наконец, присущими человеку способностями. “Я” имеет в позитивной психотерапии соответствующую двойную задачу: оно не только связывает вытесненные общественные стремления и индивидуальные инстинктивные побуждения. В противоположность классическому психоаналитическому направлению, которое старается в отношениях терапевта и пациента снова пережить прошлую ситуацию родительско-детских отношений и трактует прочие влияния окружающего мира большей частью как помехи, мы принимаем во внимание в особенности социальную действительность больного. Отсюда становится понятным четырехэтапный дифференциально-аналитический процесс: воспитание — самопомощь — психотерапия — транскультурный подход.

Теория позитивной психотерапии в психосоматической медицине.

а) Позитивное видение человека - каждый, без исключения, человек обладает двумя базовыми способностями: к познанию (когнитивность) и к любви (эмоциональность). Способность к познанию означает: способность учиться и учить. Способность к любви означает: способность любить и быть любимым. Первичные и вторичные способности - актуальные способности. Способности к познанию и любви присущи каждому человеку. Все другие способности могут быть развиты из этих двух базовых или рассматриваться как проявления их различных комбинаций и применяться к многообразным жизненным ситуациям. Обе базовые способности находятся в функциональной взаимосвязи: соответствующее развитие одной из них поддерживает и облегчает развитие другой. В зависимости от физического состояния, окружающей среды и времени, в которых живет человек, эти способности дифференцируются и образуют неизменяемую структуру сущностных черт (неповторимость).

б) Актуальные способности и концепции (внутренняя динамика конфликта) На их основе был разработан дифференциально-аналитический опросник как относительно всеобъемлющая система понятий. Актуальными эти способности являются потому, что они постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуациях. Актуальные способности являются психодинамически действующими. Они взаимосвязаны с такими психодинамическими категориями, как Сверх-Я и Я-идеал, и такими глубинно-психологическими категориями, как чувство самоценности и комплекс неполноценности, а также “желательным” и “нежелательным” поведением в поведенческой терапии. Актуальные способности дают нам дополнительные дифференциально-диагностические указания и на основе познания содержания конфликтной сферы открывают новые возможности воспитания, самопомощи, психогигиены и конфликтцентрированной психотерапии. В повседневных описаниях и оценках, а также в обоюдной партнерской оценке вторичные актуальные способности играют решающую роль.

в) Четыре формы переработки конфликтов (физиология и психосоциальная ситуация напряжения) - моделируются в конкретной жизненной ситуации при участии конкретных концепций.

24. интегративные модель психосамотической медицины

Изначально по-другому ориентированная самостоятельная линия развития психосоматической теории происходит из определённого направления внутренних болезней, особенно из изучения большого контингента больных с так называемыми функциональными нарушениями без патологической органической основы. Начало этому было положено в Германии Лудольфом Крелем (L. Krehl) и Густавом Бергманом (G. Bergmann), а затем значительно расширено и развито В. Вайцзеккером (V. Weizsacker) и Т. Икскюлем (Th. UexkiiH), а также Александром Йоресом (A. Jores) и Паулем Кристианом (P. Christian). Эти клиницисты, большей частью врачи-терапевты, находились в той или иной мере под влиянием психоанализа. Однако, они вышли за рамки чистого психоанализа, чтобы объединить глубинно-психологический подход к соматическому заболеванию с естественнонаучной потребностью медицины. Сходное направление создал в США Г. Вайнер (Н. Weiner), который самостоятельно развил исходные европейские традиции под влиянием Александера.

Интегративная модель должна оценить и объединить современное состояние знаний в медицине. По интегративной модели состояние здоровья определяется не по абсолютному его значению — отсутствию болезни, а скорее как успешное приспособление к окружающему миру. Болезнь определяется как нанесение ущерба или нарушение определённых компонентов (областей) структуры или функций организма человека. Болезнь не является единственным основанием появления чувства болезни и страдания. Это чувство возникает также вследствие неспособности человека приспособиться к различным жизненным ситуациям или к болезни, оно является результатом несоответствия между адаптивными возможностями человека (способность к приспособлению) и требованиями, которыми они определяются. Эта неудача адаптации приводит к страданию или к чувству болезни. Болезненные ощущения и чувство болезни, наблюдающиеся, например, в рамках широко распространённых функциональных нарушений, являются сигналом того, что способность человека к выживанию в его специфической среде нарушена или подвержена угрозе вследствие болезни. В этой модели лечение имеет задачу облегчить адаптивную недостаточность или скорректировать её, но не преследует цели достижения трудноопределимого идеала здоровья.

Интегративную концепцию следует понимать как нечто целостное. Она отличается от традиционной точки зрения, согласно которой болезнь является замкнутой сущностью, которую врач должен сначала диагностировать. Ей должны соответствовать патогенетический агент или анатомическое поражение, которые дают повод к развитию заболевания. С этой точки зрения для определения болезни достаточно корреляции между причиной повреждения и симптомами болезни. Но корреляция между субъективными жалобами, симптоматикой и органическим повреждением не столь тесная. Кроме того, больной может быть предрасположен к болезни, не будучи больным или не чувствуя себя больным. Он может даже иметь болезнь и быть при этом практически здоровым или не страдать, несмотря на наличие болезни, т.е. не чувствовать себя больным. С другой стороны, он может чувствовать себя больным и страдать, не будучи больным.

25. Понятие стресса было введено канадским патофизиологом и эндокринологом Г. Селье. Стрессом является стандартный ответ организма на любой фактор, который воздействует на него извне. Характеризуется аффектами – выраженными эмоциональными переживаниями.

Стресс может носить различный характер:

1) дистресс носит негативный характер;

2) эустресс носит позитивный и мобилизующий характер.

Некоторые авторы считают, что стресс зачастую является причиной возникновения различных психических заболеваний.

Г. Селье выделил две реакции на вредные воздействия внешней среды:1. Специфическая – определенное заболевание со специфической симптоматикой.2. Неспецифическая (проявляется в общем адаптационном синдроме).Неспецифическая реакция состоит из трех фаз:1) реакция тревоги (под влиянием стрессовой ситуации организм меняет свои характеристики; если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе);2) реакция сопротивления (если действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется; тревога почти исчезает, уровень сопротивляемости организма значительно повышается);3) реакция истощения (если стрессор действует длительное время, силы организма постепенно истощаются; вновь появляется тревога, но теперь уже необратимая; наступает стадия дистресса).

Многими учеными психологический стресс определяется как сильная неблагоприятная для организма психологическая и физиологическая реакция на воздействие экстремальных факторов, воспринимаемых человеком как угроза его благополучию. При развитии стресса определяющим моментом является психологическая оценка факторов, представляющих для человека угрозу. Психологический стресс может развиться, как при наличии реальных признаков угрожающих факторов, так и при представлении возможной угрозы, либо образа прошлого неблагоприятного события, так как психика человека одинаково реагирует как на реальную угрозу, так и на представление об угрозе. Поэтому люди расстраиваются, когда вспоминают эмоционально тягостные события или думают о предстоящей сложной операции.
В возникновении стрессовых реакций и последующих заболеваний важную роль играет ряд личностных особенностей.


9839596524817599.html
9839634756953900.html
    PR.RU™